Личностный
подход в образовании провозглашен ведущей
тенденцией современной педагогической теории и практики.
Под личностным
подходом мы подразумеваем, в первую очередь, индивидуальный
подход к каждому воспитаннику, помогающий ему в осознании себя личностью, в
выявлении возможностей, стимулирующих самостановление, самоутверждение,
самореализацию.
Личностный
подход понимается как опора на личностные качества.
В числе индивидуальных
особенностей, на которые надо опираться воспитателю, чаще других выделяются
особенности восприятия, мышления, памяти, речи, характера,
темперамента, воли.
Воспитатели особенно
внимательно должны следить за изменением главных личностных
качеств – направленности личности, ее ценностных ориентации, жизненных
планов, сформировавшихся установок, доминирующих мотивов деятельности и
поведения и оперативно корректировать процесс воспитания, направляя
его на удовлетворение личностных и общественных потребностей.
При
личностном подходе учет возрастных и индивидуальных особенностейприобретает
новую направленность. Диагностируются потенциальные возможности,
ближайшие перспективы.
Принцип
личностного подхода в
воспитании требует, чтобы воспитатель:
1)
постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты
характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников;
2) умел
диагностировать и знал реальный уровень сформированности таких важных
личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки,
направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации,
жизненные планы и другие;
3)
постоянно привлекал каждого воспитанника к посильной для него и все
усложняющейся по трудности воспитательной деятельности, обеспечивающей
прогрессивное развитие личности;
4)
своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению
дели, а если эти причины не удалось вовремя выявить и устранить - оперативно
изменял тактику воспитания в зависимости от новых сложившихся условий и
обстоятельств;
5)
максимально опирался на собственную активность личности;
6)
сочетал воспитание с самовоспитанием личности, помогал в выборе целей, методов,
форм самовоспитания;
7)
развивал самостоятельность, инициативу, самодеятельность воспитанников, не
столько руководил, сколько умело организовывал и направлял ведущую к успеху
деятельность.
Учитывая
возросший уровень знаний современных школьников, их разнообразные интересы, воспитатель и сам
должен всесторонне развиваться: не только в области своей специальности, но
и в области политики, искусства, общей культуры, должен быть для своих
воспитанников высоким примером нравственности, носителем человеческих
достоинств и ценностей.
Личностный
подход невозможен без гуманизации и гуманитаризации образования.
Использования
личностно-ориентированного подхода позволит поддерживатьпроцессы
самопознания и самостроительства личности ребенка, развития его неповторимой
индивидуальности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий