С 1 сентября 2013 года вступил в силу Новый Закон об образовании, в котором четко прописано,
что дошкольное образование перестало быть падчерицей по отношению к другим
структурам образовательной системы, а вошло в стандарт общего образования, т.
е. стало являться обязательным уровнем. Таким образом, любое дошкольное
образование должно быть обязательным, доступным, качественным. Дошкольники
теперь уравнены в праве на образование наравне со школьниками.
Для реализации данного закона был разработан ФГОС
ФГОС – это совокупность трёх систем требований:
-требований к структуре основной образовательной программы;
-требований к результату освоения основной образовательной программы;
-требований к условиям реализации основной образовательной программы ДОУ.
Стандарт разработан на основе Конвенции ООН о правах ребенка, Конституции
РФ, законодательства РФ.
Стандарт утверждает основные принципы дошкольного
образования:
· Полноценное проживание ребенком
всех этапов дошкольного детства, амплификация (обогащение) детского развития;
· Создание благоприятной
социальной ситуации развития для каждого ребенка в соответствии с его
возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
· Содействие и сотрудничество
детей и взрослых, их взаимодействие с людьми, культурой и окружающим миром;
· Приобщение детей к
социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
· Формирование познавательных
интересов и познавательных действий ребенка через его включенность в различные
виды деятельности;
· Возрастная адекватность
дошкольного образования
· Учет социальной и
этнокультурной ситуации развития детей.
В соответствии со стандартом у ребенка должны быть
развиты все задатки. Любой жизненный путь ребенка - это отклонение альтернатив
и выбор наиболее оптимальных условий развития.
В связи с этим, стандарт определяет особую
программу дошкольного образовательного учреждения это
психолого-педагогическая поддержка позитивной социализации и индивидуализации
развития детей дошкольного возраста, через направления:
- Социально-коммуникативное развитие,
- познавательное развитие
- речевое развитие
- художественно-эстетическое развитие
- физическое развитие
В связи
с этим перед педагогом-психологом ставятся следующие задачи:
- Психологический анализ социальной ситуации развития в ОУ, выявление
основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их
решения.
- Содействие личностному и интеллектуальному развитию воспитанников
на каждом возрастном этапе развития личности.
- Содействие педагогическому коллективу в гармонизации
социально-психологического климата в ОУ.
-
Профилактика и преодоление трудностей в социальном и психическом здоровье
воспитанников, а также развитии воспитанников.
- Участие в подготовке и создании психолого-педагогических условий
преемственности в процессе непрерывного образования;
- помощь в составлении и написании программ ДОУ, индивидуальных маршрутов
детей.
НОВОЕ в
квалификационных характеристика по должности «ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ» раздел
«Должностные обязанности» (I часть)
- Проводит психологическую диагностику (было добавление: различного профиля
и предназначения) используя современные образовательные технологии, включая
информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.
- Проводит диагностическую, психокоррекционную
реабилитационную, консультативную работу, опираясь на достижения в области
педагогической и психологической наук, возрастной психологии и современных
информационных технологий.
- Участвует в планировании и разработке развивающих и
коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и
половозрастных особенностей воспитанников, в обеспечении уровня подготовки,
воспитанников, соответствующего требованиям федерального государственного
образовательного стандарта, федеральным государственным образовательным
требованиям.
- Оценивает эффективность образовательной деятельности педагогических
работников и педагогического коллектива, учитывая развитие личности
обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и
электронные таблицы в своей деятельности.
- Участвует в работе педагогических, методических
советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении
родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий,
предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении
методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим).
НОВОЕ в квалификационных
характеристика по должности «ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ» раздел «Должен знать» (I
часть)
- приоритетные направления развития образовательной системы Российской
Федерации;
- законы и иные нормативные правовые акты,
регламентирующие образовательную деятельность;
- методы и приемы работы с обучающимися,воспитанниками с ограниченными
возможностями здоровья;
- методы и способы использования
образовательных технологий, в том числе дистанционных;
- современные педагогические технологии:
продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации
компетентностного подхода;
- основы работы с персональным компьютером, электронной почтой
и браузерами, мультимедийным оборудованием;
- технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их
профилактики и разрешения;
- методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов
с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их
заменяющими), коллегами по работе;
- правила внутреннего трудового распорядка образовательного
учреждения;
- правила по охране труда и пожарной безопасности.
Основанием преемственности дошкольного образования и начального
образования являются целевые ориентиры.
Целевые
ориентиры – это социальные и психологические характеристики личности ребенка на
этапе завершения дошкольного образования:
● ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах
деятельности – игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной
деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов;
● ребёнок
уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к
другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует
в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства
других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать
конфликты;
● ребёнок обладает развитым воображением, которое
реализуется в разных видах деятельности. Способность ребёнка к фантазии, воображению, творчеству интенсивно
развивается и проявляется в игре. Ребёнок
владеет разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным правилам и
социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том
числе игровую и учебную;
● творческие способности ребёнка также проявляются в
рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п. Ребёнок может
фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и
может выражать свои мысли и желания;
● у ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он может
контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью
бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т. п.;
● ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах
деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое
дело.
Ребёнок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных
видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, правилам
безопасного поведения и личной гигиены;
● ребёнок проявляет любознательность, задаёт
вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется
причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно
придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными
знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в
котором он живёт. Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает
элементарными представлениями из области живой природы, естествознания,
математики, истории и т. п., у ребёнка складываются предпосылки грамотности.
Ребёнокспособен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах
действительности.
Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде
педагогической диагностики (мониторинга).
Все эти психологические характеристики лежат в основе высокой мотивации
детей к обучению в школе и предполагают формирование у дошкольников предпосылок
учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Психопрофилактика подразумевает
работу по предупреждению дезадаптации (нарушений процесса приспособления к
среде), просветительскую деятельность, создание благоприятного психологического
климата в учреждении, осуществление мероприятий по предупреждению и снятию
психологической перегрузки людей и т. п.
Психологическое
просвещение - повышение психологической культуры педагогов и родителей,
формирование запроса на психологические услуги и обеспечение информацией по
психологическим проблемам.
Комментариев нет:
Отправить комментарий